Экономическая правда

19.09.2011 _ Даниил Нестеров, для ЭП

Утопающие на шее спасателей

Представители НПЗ уверяют, что в случае введения импортных пошлин стоимость отечественного топлива не повысится. Их оппоненты утверждают, что с появлением пошлин на рынке будут благоприятные условия для расшатывания ценовой "качели", тогда как сейчас переработчики должны соблюдать импортного паритета.

Фото kerch.com.ua

Н авколо вопрос необходимости введения импортных пошлин на бензин и дизтопливо за последние полгода было сломано много копий. Ответ на него содержат два смежные рынки: сжиженного газа и авиатоплива.

Ситуация на них является ярким примером того, к чему может привести доминирование внутренних производителей и уменьшения влияния импорта на ценовую ситуацию в Украине.

Как заработать на государственном газе

Рынок сжиженного газа с начала 2011 года стремительно развивался. Благодаря повышению акцизных сборов в январе, а затем под давлением мировой конъюнктуры цены на бензин и дизтопливо стремительно росли, поэтому водители переходили на сжиженный газ.

По оценкам экспертов "ТНК-ВР Коммерс", уровень потребления составлял 65 тысяч тонн. Рост объемов реализации газа констатировали и нефтетрейдеры.

"Объемы продаж сжиженного газа у нас растут с каждым месяцем. Мы понемногу приближаемся к европейским тенденциям на рынке моторного топлива, где доля сжиженного газа в общем объеме реализации на АЗС существенно больше, чем в Украине", - говорит специалист по связям с прессой сети АЗК «ОККО» Олег Дорожовець.

Как утверждает директор компании "Параллель-М Лтд" Елена Хилиенко, удельный вес сжиженного газа в объемах розничной реализации составляет около 16%.

По прогнозам консалтинговой группы А-95, потребление сжиженного газа в 2011 году вырастет на 32% до 1 миллиона тонн в год. Это выведет Украину на третье место в списке стран - лидеров по потреблению этого вида топлива. Впереди останутся Польша и Турция - 3 миллиона тонн и 2,5 миллиона тонн в 2010 году соответственно.

Добавить популярности альтернативном топливе могло и восстановление действия акцизов на бензин и дизтопливо, размер которых парламент уменьшил в период пиковых цен на нефть.

По мнению операторов рынка, это должно увеличить разницу между ценами на газ и бензин и увеличить привлекательность газа для автомобилистов. И все это происходило на фоне постепенного снижения объемов потребления бензина.

Да не тут то было. 5 августа 2011 был опубликован изменения в Налоговый кодекс, которые вводили обязательный отбор проб для импортных партий газа. Хотя, эту норму ввели таможенники своим приказом еще в конце июня, с целью увеличения стоимости газа путем ликвидации конкуренции со стороны импортных поступлений.

Поговаривают, что инициаторами данной схемы выступили компании, получившие доступ к дешевому государственного ресурса.

Казалось бы, ничего плохого в борьбе за добросовестную уплату акцизного сбора нет. Однако проблема в том, что анализ проб проводится в единственной в Украине лаборатории, размещенной в Борисполе. Это приводит простой цистерн на таможне примерно на месяц и рост цен.

"Задержка цистерн на границе на 20-30 дней влечет повышение входной цены на 35-40 копеек за литр сжиженного газа", - говорит президент ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонид Косянчук.

Проблемы с растаможкой начались еще в июле, что привело к росту цен. Согласно ценовому мониторингу консалтинговой группы А-95, 8 июля средняя розничная цена литра сжиженного газа составила 5,77 гривни, а через неделю - уже 6,35 гривни.

Динамика розничных цен на сжиженный газ в Украине, грн / л

"Продажа только 2 тысяч тонн газа в июле, менее 3% месячного потребления, на едином открытой площадке - аукционе" Укртатнафты "на УМВБ - на 40% выше предыдущих торгов, стал причиной роста оптовых и розничных цен на пропан-бутан", - отмечает аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.

Не решили ситуацию и ресурсы, которые добывают в Украине государственные компании. По словам Косянчука, ограниченное количество производителей (в том числе полугосударственные "Укргаздобыча" и "Укрнафта". - ЭП), продают газ чуть дороже 2 130 гривен за тонну определенном количестве трейдеров, которые продают его по 11 тысяч гривен.

Все объемы добычи этих предприятий были проданы в мае на спецаукционах по указанной цене.

Как отмечают эксперты, если цены на сжиженный газ превышают 50% стоимости бензина А-92, то переоборудование автомобиля газобаллонной установкой становится нерентабельным. Пока в сетях АЗС не отмечают снижения спроса на сжиженный газ, несмотря на рост цен в июле-августе.

Специалисты отмечают, что на рынок влияет целый ряд негативных экономических и законодательных факторов. По словам Хилиенко, нынешняя позиция государства относительно рынка сжиженного газа сдерживает его развитие.

Таким образом, потребителям отрезали отступление к сжиженного газа. Повышение цен сразу же сказалось на структуре продаж бензина.

По данным Госкомстата, в июле снова начала восстанавливаться удельный вес бензина А-95, который непрерывно терял позиции с начала 2011 года. Были украинские НПЗ инициаторами комбинации, сказать трудно, но их выгода очевидна.

В результате, те ресурсы, которые должны сдерживать рынок от роста цен перешли в частные руки, а потребители, которые собирались сэкономить, фактически, попали в ценовую ловушку.

Удельный вес бензинов А-95-98 в структуре розничной реализации нефтепродуктов Украины в 2011 году,%

НПЗ "разоружили" Минобороны

Другой пример рынка объемом 350 тысяч тонн, на котором большое влияние имеют перерабатывающие компании, - рынок авиатоплива.

Все началось в начале сентября, когда российская пресса начала писать о недостатке топлива в крупнейших аэропортах страны.

Еженедельно гендиректор "Укртатнафты" Павел Овчаренко заявил, что ситуация напряженная, а еще через неделю компания ТНК-BP Коммерс объявила о намерении повысить стоимость авиационного керосина в среднем на 130 долларов за тонну. Главной причиной компания назвала дефицит топлива на украинском рынке и рынках соседних стран.

"Дефицит авиатоплива - следствие демпинга импортеров, когда они процветают, а отечественные заводы умирают. Стоимость горючего наших зарубежных поставщиков значительно отличается от стоимости топлива собственного производства", - заявил директор департамента "ТНК-BP Коммерс" Кирилл Молоденков.

В сообщении компании также говорится, что она обеспечивает горючим лишь 15% своих клиентов, а основную часть товара "ТНК-Авиа" покупает у Беларуси и России.

"Производство снижается, поэтому возникновение дефицита на рынке было лишь вопросом времени. Как только на российском рынке возник дефицит, ситуация стала развиваться аналогично и у нас", - говорит Сиренко.

По его словам, компании ищут топливо на внешних рынках, там, где продукт соответствует отечественным стандартам - в России и Беларуси.

Компании группы ТНК начали импортировать товар из "родственных" заводов в Рязани и Ярославле, а также с белорусского завода "Нафтан". "ЛукАвиаОйл" заместила дефицит за счет "своего" Волгоградского завода.

Апогеем стало заявление авиакомпании "Аэросвит" о повышении цен на билеты в связи с повышением стоимости топлива "Укртатнафтой". Ирония в том, что обе компании входят в сферу влияния группы "Приват".

К тому же, у ТНК-BP говорят, что топливо будет дорожать и дальше, если "правительство не защитит украинского производителя нефтепродуктов". Хотя они не такие уж и не защищены.

По данным консалтинговой группы "А-95", в Европе 12 сентября тонна авиатоплива Jet-A1 стоила 1024 доллара, а тонна авиатоплива ТС-1 - 1 461 доллар без НДС, акцизного сбора и экологического налога.

В "ТНК-ВР Коммерс" не считают это веским аргументом. Мол, этот вид топлива не сертифицирован в Украине, а котировки являются лишь индикативом.

Позже уже "Укртатнафта" заявила: в компании "не видят предпосылок для резкого повышения цен на авиатопливо", ибо в контрактах зафиксированы "привязки к мировым котировкам, которые являются базой для расчета стоимости топлива".

"Все, что происходит на рынке сжиженного газа и авиатоплива, являются следствием снижения отечественной нефтепереработки, поэтому государству необходимо безотлагательно принимать соответствующие меры - вводить квоты, пошлины, лицензирование", - убежден Сиренко.

Еще хуже ситуация в Минобороны Украины. Во-первых, в правительстве не рискуют покупать несертифицированное в государстве горючее для военной техники. Во-вторых, по межправительственным соглашениям, военным запрещено покупать его у России и Беларуси.

Остается Лисичанский НПЗ, который отгружает всю продукцию в Россию, и Кременчугский НПЗ, с которого топливо идет в аэропорты, где почти монопольное положение занимает его "дочка" - ЗАО СП "Кребо", говорит замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.

"Минобороны деньги, но не может купить керосин. Национальный производитель таким образом ослабляет обороноспособность украинской армии. Возникает вопрос: чьи интересы он защищает?" - Возмущается аналитик.

По мнению Сиренко, государству стоит заглянуть в Госрезерв или "легализовать" на внутреннем рынке европейское топливо Jet-A1 и разрешить смешивать его с авиатопливом отечественного производства в резервуарах на земле. Мол, они все равно смешиваются в баках самолетов при дозаправка в украинских аэропортах.

Стоит "спасать" НПЗ

Учитывая состояние двух рынков, возникает вопрос: кого именно должен спасать правительство?

Представители НПЗ уверяют, что в случае введения импортных пошлин стоимость топлива отечественного производства не повысится. Их оппоненты утверждают, что с появлением пошлин на рынке будут благоприятные условия для расшатывания ценовой "качели", тогда как сейчас переработчики должны соблюдать импортного паритета.

Кроме того, обеспечить стабильность цен на рынке нельзя никоим меморандумом. В стране, где билет на самолет из Киева в Днепропетровск стоит больше, деж из Киева в Дублин, ее просто нельзя обеспечить.

© 2005-2011, Экономическая правда. Использование материалов разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Версии.com".