Украинская правда
Почтовая рассылка:
Поиск:
Заказать рассылку
Найти
Экономическая правда
Суббота, 8 Октябрь 2011, последнее обновление: 1:00 29 минут назад

Заем для мегаполиса

Города должны направлять привлеченные средства не только на "локальные дыры" - ремонт дорог или крыш. Качественное обслуживание долга возможен только в случае вложения заемных денег в производственные проекты, которые дают конкретную экономическую отдачу.

Фото УП. с конкурса "В десятке"

О дин из сценариев развития рынка муниципальных облигаций предусматривает, что регулятор лояльно отнесется к осуществлению новых заимствований муниципалитетами и позволит выпуски не только в пределах ожидаемых погашений.

При реализации данного сценария, исходя из планов городов по выпуску долговых бумаг, в 2011 году они могут выпустить их более чем на 1 миллиард гривен - вдвое больше, чем текущий объем рынка.

В частности, в мае Верховный совет Крыма постановил осуществить в 2011 году заем в бюджет развития АРК в форме выпуска облигаций внутреннего займа. Ее объем - 400 миллионов гривен. Средства пойдут на инновационный экологический проект - сбор и переработку твердых бытовых отходов в Симферополе и Симферопольском районе.

Черкассы надеются получить разрешение Минфина на выпуск "муниципалок" в начале июля. На эти средства город хочет отремонтировать дороги.

В 2010 году Минфин отказал Крыму, Черкассах, Запорожье и Харькову в выпуске муниципальных облигаций, аргументируя это договоренностями с МВФ.

Подписан между Украиной и фондом меморандум предусматривал сокращение дефицита сектора общегосударственного управления в 2010 году до 5,5% ВВП. Одна из мер - бездефицитность бюджетов, а займы нарушали бы требования меморандума.

Виртуальный и реальный рынки

В 2010-2011 годах на рынок муниципальных бондов не выходил ни один заемщик. Их объем в обращении стало сокращаться. Сейчас в Украине в обращении 16 выпусков муниципальных облигаций на 475 миллионов гривен. Долговой столицей Украины является Киев, выпуски которого составляют 41% рынка.

Столица Украины не имеет никакого муниципального займа, он предпочитает займам на рынке евробондов. В июне 2011 года Киев намерен выпустить еврооблигации на 300 миллионов долларов и основную часть долга направить на погашение выпущенных 2004 евробондов на 200 миллионов долларов.

Интересно, что до переворота 1917 года Киев был интересную практику муниципальных займов, конкурируя с Санкт-Петербургом и Москвой. За 1889-1913 годы Киевская городская управа выпустила 22 облигационные займы на 16,5 миллиона российских рублей.

Привлеченные средства, в частности, были направлены на открытие Политехнического института, прокладка городской канализации, создание городского ломбарда.

История заимствований местными советами в Украине началась в середине 1990-х годов, когда города, ограничены в ресурсах после ухода от целевого распределения средств и окрыленные перспективой жить по-западному взаймы, пошли на финансовые рынки.

Всплеск активности пришелся на 1995-1997 годы, но спал после ряда резонансных заявлений о дефолте, когда местные органы сообщили о невозможности выполнения своих обязательств. В частности, дефолт постиг облигации Одесского горсовета 1997 года.

Недоверие инвесторов к украинским муниципальных ценных бумаг негативно отразилась на имидже государства в целом, поэтому в 1999 году центральные органы издали ряд документов, которые сделали невозможным выход городов на финансовые рынки.

С принятием в 2001 году Бюджетного кодекса и других документов в муниципальных образований появилась возможность осуществлять долгосрочные вложения в городскую экономику за счет привлечения средств на финансовых рынках.

Кодекс, вступивший в силу 1 января 2011 года, смягчил законодательные ограничения. Сейчас местные внешние заимствования могут осуществлять городские советы городов с численностью населения свыше 500 тысяч человек, ранее - более 800 тысяч.

"Внутренний рынок облигаций находится в стадии восстановления, но муниципалитеты за низкой инвестиционной привлекательности и платежеспособность вряд ли смогут выйти на достаточный уровень ликвидности в 2011 году", - предостерегает трейдер инвестиционной компании Concorde Capital Дарья Васильева.

По мнению аналитика инвестиционной группы "Спарта" Сергея Ягнича, 2011 года Министерство финансов, скорее всего, возобновит практику предоставления местным органам самоуправления разрешений на выпуск долговых инструментов. Это позволит выйти на рынок как минимум нескольким заемщикам. Здесь возможны два сценария развития рынка.

При первом муниципалитеты будут получать разрешение Минфина лишь на объем, необходимый для рефинансирования, что повлечет появление на рынке небольших выпусков.

Второй сценарий предполагает, что регулятор лояльно отнесется к новым заимствованиям муниципалитетами. При реализации этого сценария уже в 2011 году, исходя из их планов по выпуску долговых бумаг, города могут выпустить их более чем на 1 миллиард гривен - вдвое больше, чем текущий объем рынка.

По оценке Ягнича, средний размер выпуска сейчас составляет 28 миллионов гривен, что не является интересным предложением для участников рынка облигаций. Если муниципалитеты действительно хотят выходить на рынок и увидеть нечто большее за кредит - ценная бумага, торговаться, им нужно увеличивать объемы.

Рынка интересны объемы от 100-200 миллионов гривен, поэтому основными его реальными драйверами ближайшее время могут быть выпуски городов-миллионников и Крыму, прогнозирует аналитик инвестиционной группы "Спарта".

"Минфин в 2011 году будет благосклонен к муниципалитетов, и мораторий ослабится. Прежде всего речь идет о городах, в которых будет проходить чемпионат" Евро-2012 ", так как именно они требуют значительной реконструкции и требуют финансирования", - говорит старший аналитик Dragon Capital Ольга Сливинская .

Она предполагает, что разрешения на выпуск долга могут получить и другие муниципалитеты - основные туристические центры, в частности на закупку транспорта накануне чемпионата.

Э муниципального возрождение?

Муниципальные заимствования являются важным источником финансового обеспечения развития местного самоуправления. Однако имеющиеся определенные проблемы относительно надлежащего выполнения условий выпуска данных финансовых инструментов.

Известная история: за займы голосовал один состав горсовета, а после выборов в бюджете города платежи обслуживание и погашение долга не попадали.

Сейчас бюджетное законодательство отрегулировали этот момент. Теперь, если город не вернет долги, то будет не выполнен бюджет, что повлечет ряд транзакций со стороны Минфина по данному муниципалитету. Поэтому лучше платить.

В ГКЦБФР отмечают, что уже появился инструмент пролонгации муниципального займа - такое решение принято с ЦБ Луцка. То есть муниципалитеты пытаются договариваться с заемщиками, чтобы не испортить свою кредитную историю, а это уже является предпосылкой для развития.

Кстати, по муниципалитетов с 1 апреля 2011 года действует привлекательное правило: не подлежат налогообложению доходы, полученные нерезидентами в виде процентов, уплаченных ими за кредитами, средства от которых были перечислены в бюджет Крыма или городского бюджета, или которые отражаются в местных бюджетах или смете НБУ.

"Качественное обслуживание долга возможен только в случае вложения привлеченных средств в производственные проекты, которые дают конкретную экономическую отдачу. Поэтому государственная политика должна быть направлена ​​на повышение эффективности заемных средств с целью производственного использования и информационной открытости этих процессов для инвесторов", - подчеркивает начальник управления ценных бумаг ПУМБ Инна Демченко.

По мнению экспертов, государство должно оказывать больше финансовой гибкости органам государственного самоуправления, чтобы они могли внедрять предсказуемую политику в отношении своего долга, распоряжаться финансовыми ресурсами и выходить на рынок, когда для этого есть соответствующие предпосылки.

Города должны направлять средства не только на свои "локальные дыры" - ремонт дорог или крыш. Бюджет развития муниципалитета должен предусматривать инвестиционные проекты, которые позволяют экономить ресурсы и возвращать эти вложения за три-пять лет.

© 2005-2011, Экономическая правда. Использование материалов разрешается при условии ссылки (для интернет-изданий - гиперссылки) на "Версии.com".